На протяжении полугода на базе фонда функционирует проект по немедицинской реабилитации «Могу сам» при поддержке Фонда президентских грантов. Во второй поток попали 16 ребят с ментальными и физическими нарушениями в возрасте от 5 до 15 лет. Три раза в неделю они приходят в фонд на занятия с главной целью — обучиться навыкам бытового обслуживания.
В основу занятий ложится методика эрготерапии. Расскажем о ней подробнее.
У детей с ограниченными возможностями здоровья довольно часто появляются проблемы при взаимодействии с окружающими людьми. Деятельность, интересы, игровые навыки таких детей часто ограничены. Эрготерапия способна помочь развить данные навыки как дома, так и в школе. Цель данной методики – усовершенствовать, поддержать имеющиеся навыки и привить новые, чтобы ребенок мог, независимо от взрослого, обслуживать себя и участвовать в событиях своей жизни. Занятия проходят при помощи различных тренажеров для тела и для развития мелкой моторики.
Главные цели эрготерапии:
- Навыки самообслуживания
- Игра
- Коммуникация
- Мелкая моторика
- Социализация.
В названии термина кроются определения из латинского языка – занятие, труд, поэтому несложно догадаться, что методика означает лечение через определенную деятельность. В классической медицине эрготерапия – отдельное направление, занимающееся восстановлением деятельности конечностей пациента после травм и нервных расстройств посредством игровых заданий, тренажеров и сенсорных упражнений.
Эрготерапия состоит из различных стратегий и комплексов упражнений, что помогает подобрать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья наиболее подходящий протокол лечения с учетом его чувствительных, эмоциональных, социальных, физических способностей и персональных нужд.
Основные стратегии эрготерапии для детей с особенностями развития:
- Проведение мероприятий, моделирование ситуаций, в которых ребенок научится адекватно реагировать на них при помощи своих органов чувств
- Терапевт дополнительно предлагает комплекс упражнений для улучшения двигательных способностей тела
- Облегчение процесса общения и игровой деятельности посредством активного вовлечения ребенка в совместное взаимодействие с другими детьми. Это развивает эмоциональные, интеллектуальные и физические навыки
- Облегчение индивидуального перехода к новым видам деятельности или сферам – различные курсы для взрослых и обучающие творческие занятия для детей
- Адаптивные занятия для привития бытовых навыков: умение завязать шнурки, использовать клавиатуру, разогреть еду, заправить кровать и проч.