В повседневной жизни ребенок постоянно оказывается в ситуациях, каждая из которых требует соответствия социальным нормам. Нужно содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам, правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею. Этот комплекс умений и знаний входит в понятие социально-бытовой ориентации, которая подразумевает способность самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах. Дети с ментальными особенностями развития имеют свой собственный темп и ритм развития. Многие из них затрудняются самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
Проект «Сенсоринка» включает в себя комплекс занятий для развития социально-бытовых навыков у детей с ментальными особенностями развития в возрасте от 5 до 10 лет: индивидуальные занятия с АБА-терапевтом, психологом и специалистом по сенсорной интеграции. Для каждого участника будет подобран комплекс сенсорных и обучающих секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации, становление и совершенствование бытовых навыков.
Проект предполагает активное вовлечение родителей в реабилитационный процесс и обеспечение программой, включающей коррекционные, методические и воспитательные инструкции, необходимые для самостоятельной работы. По итогу реализации проекта у родителей сохраняется социальный контакт со специалистами фонда и возможность обратиться за консультацией по дальнейшему реабилитационному маршруту.
Разработанный в рамках данного проекта комплекс занятий позволил обучить 12 детей с ОВЗ способности выражать свои потребности и овладеть навыками социально-бытового обслуживания. Выбранные направления охватывают основные каналы формирования навыков – коммуникативные, физиологические, когнитивные.
Проект реализован при поддержке благотворительного фонда «Вклад в будущее»